Подбор параметров
Тема
жанр
сложность
Количество участников
Продолжительность
icebreaker small talk «аквариум» благодарность веревочный курс видение будущего видеотренинг вопросы делегирование закрытые вопросы игры-катастрофы извинения интервью искажение информации командная работа коммуникативные тренинги коммуникация с сотрудниками комплименты конфликты кооперация в команде лесной курс Майерс-Бриггс маленький разговор менеджер по персоналу метапрограммы мозговой штурм навыки коммуникации невербалика недирективная беседа нематериальная мотивация неуверенное и агрессивное поведение обратная связь обслуживание клиентов обучение новичков осознание отказ отказы клиенту оценочная беседа пазлы переговоры планирование подвижные игры подчиненные прием на работу принятие решений приоритеты в работе проактивность просьбы психологическое тестирование работа с возражениями клиентов разогрев реактивность репрезентативная система референция рисование роли в команде руководитель самопрезентация свойство-выгода скрытые мотивы собеседование совещание стили управления стиль переговоров стиль управления стратегии в конфликте страхи техники презентации тип руководителя типы личности тренинг на природе тренировка навыков убеждение и аргументация уверенное поведение увольнение умение договариваться упражнения на доверие упражнения с веревкой установление контакта фразы-присоединения функциональные обязанности цель юмор
Теория

10 методов проведения мозговых штурмов и обсуждений

21.11.2019

10 методов проведения мозговых штурмов и обсуждений

Цели упражнения

  • Сделать обсуждение и мозговой штурм максимально продуктивными.


Мозговой штурм или brainstorm – идеальный способ для оперативного поиска решения какой-либо задачи или проблемы. Если вам предстоит стимулировать активность команды таким способом, то рассмотрите эти 10 методов. Они помогут сделать ваше обсуждение и штурм максимально продуктивными.

  1. Общая дискуссия. Подразумевает совместное обсуждение вопроса всеми участниками. Плюс этого метода – экономия времени. Минус – всегда найдутся те, кто будет вести дискуссию более активно, и те, кто будет просто молча наблюдать за ходом беседы. Чтобы «растормошить» пассивных участников обсуждения, понадобятся другие методы.
  2. Малые группы. Группа делится на малые группы, внутри которых участники обсуждают тему или вопрос, затем все группы обмениваются своими выводами и начинают общее обсуждение темы. Такой подход помогает «разговорить молчунов» и понять их позицию. Важный момент – правильное формирование малых групп. Во-первых, разбить группу на части можно по определенному признаку или просто рассчитав участников на «первый – второй». Во-вторых, тренер должен следить за ходом дискуссии в малых группах, разжигать ее при угасании. В-третьих, работа групп должна быть ограничена во времени. Необходимо предоставлять первое слово тем подгруппам, которым не хватило времени на обсуждение. Так можно избежать ситуации, когда одни выступают, а другие игнорируют их, увлеченные подготовкой своего выступления.
  3. Мозговой штурм. Классический инструмент, который хорошо подходит для групп до 25 человек, примерно однородных по составу участников. Проходит мозговой штурм так: тренер задает вопрос или озвучивает проблему, затем каждый участник по очереди выдвигает свои идеи, которые тренер тут же фиксирует на доске. Важное правило – атмосфера в группе должна быть легкой и спокойной, максимально доброжелательной. Запрещены ограничения и критика в адрес говорящего, а все замечания участники могут высказать после генерации идей.
  4. Аукцион идей. Группа делится на отдельные команды, и каждая составляет свой список идей по решению какого-либо вопроса или проблемы. Далее каждая группа называет по одной своей идее, которые не должны повторяться. Выигрывает самая изобретательная команда, которая назовет последнюю оригинальную идею.
  5. Мастерская. Письменный мозговой штурм в активном, динамичном ритме проходит так: каждый участник получает лист А4 формата, на котором пишет короткие и емкие тезисы-ответы на поставленный вопрос. Объем каждого тезиса в идеале должен занимать 5-6 слов. Затем все листы вывешиваются для всеобщего ознакомления. Далее идет обсуждение идей, авторы комментируют свои записи, и схожие идеи помещаются рядом. Если число участников превышает 30 человек, целесообразно разделить их на подгруппы, от имени которых и будут подготовлены листы с идеями.
  6. Мягкое голосование. Когда участники тренинга в процессе мозгового штурма генерируют более 15 ситуаций и есть необходимость быстро выбрать 2-3 идеи или ситуации, применяется техника «Мягкое голосование». Каждому участнику можно выбрать только 5 идей (то есть 1/3 от всех идей, которые были озвучены в процессе мозгового штурма) и проголосовать за них. Чаще всего используются специальные стикеры для голосования (участники подходят к флипчарту, где написаны идеи, и клеят стикеры к тем ситуациям, которые им понравились). Тренер озвучивает идеи, за которые проголосовало большинство, затем выбирает лидирующую и вторую по числу набранных голосов. Далее начинается работа группы именно с этими ситуациями.
  7. Светофор. Чтобы быстро разделить вопросы на самые актуальные и второстепенные, можно раздать участникам по три карточки (зеленая, желтая, красная). Абсолютное согласие участника соответствует зеленой карточке, нейтральность – желтой, категорическое несогласие – красной. С помощью этой техники упрощается механизм ведения споров и принятия решений по многочисленным вопросам в группах от 50 человек.
  8. Письменный мозговой штурм. Оптимален, когда требуется обеспечить анонимность автора идеи. Участники получают листы А4 и в течение короткого отрезка времени излагают все свои идеи на нем. Затем они сдают свои работы тренеру и отправляются на перерыв. Тренер структурирует идеи и объединяет в один документ, который потом выносит на обсуждение.
  9. Балинтовские группы. В этой технике обсуждение строится поэтапно. Сначала осуществляется описание ситуации и выявляется суть проблемы. Затем автор ситуации детально описывает все: от событий, ролей, действий до результатов и целей. Он также рассказывает группе, ответ на какой вопрос он хотел бы получить в результате работы.
    Далее группа подробно расспрашивает автора, уточняет неясные моменты. После этого каждый участник предлагает свой вариант развития событий и решения вопроса. Автор разбираемой ситуации не комментирует поступающие варианты. Только по завершении этапа ему дается право прокомментировать идеи, которые он получил в итоге штурма.
    Данная техника оптимальна для неоднородных групп с выраженной иерархией, для решения сложных проблем, где требуется экспертный уровень оценки, для разработки сложных идей.
  10. «6-3-5». Техника предполагает продуцирование 6 участниками 5 идей в каждые 3 минуты. В этой формуле участники, время и идеи могут меняться местами, их число может сокращаться или увеличиваться, если нужно. Участники делятся на группы по 6 человек. Каждая группа получает лист бумаги с вопросом, на который за три минуты нужно написать пять идей. Затем время истекает, лист бумаги передается по кругу другой группе. Так участники дополняют имеющиеся идеи, генерируют новые, развивают чужие мысли. Сложность метода заключается в неструктурированности и большом числе повторов. Плюс этой методики – в возможности быстро мобилизовать и вовлечь участников в процесс рождения идей. Если возникла пауза, ничего страшного. Надо призвать участников хорошо подумать и взглянуть на вопрос с другой точки зрения. Прекратить штурм можно тогда, когда в течение 2 минут не поступает ни одной новой идеи.

Источник

  • Дмитрий Григорьев. Бизнес-тренинг. Как это делается. Полное руководство для тренеров.
Оцените материал:
Нет голосов

Похожие упражнения

Пазлы

Пазлы Цели упражнения:
– Показать участникам всю цепочку взаимодействия между руководителями и подчиненными.
– Выявить тонкие места, сделать акцент на функцию контроля.

Обратная связь

Обратная связь Цель упражнения:
– Проанализировать работу каждого участника и дать ему конструктивную обратную связь.

Мотивация на выполнение упражнения может звучать примерно так: «Я хотел бы предложить вам упражнение, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде...

День в магазине «Джинсы+»

День в магазине «Джинсы+» Цель упражнения:
– Потренировать умения в сферах планирования и делегирования.

Уильям Ньюмен назвал причины, которые могут сдерживать руководителя при делегировании полномочий...

Кейсы для старших продавцов

Кейсы для старших продавцов Распространенные меры наказания персонала: понижение в должности или увольнение, штрафные санкции, беседа и выговор. Чаще всего руководители прибегают к выговору, как легкой мере наказания. Чтобы действия достигли цели, в этом случае нужно...


Назад в раздел

Подпишитесь на рассылку

и получайте новые упражнения каждую неделю!