Подбор параметров
Тема
жанр
сложность
Количество участников
Продолжительность
Теория

10 методов проведения мозговых штурмов и обсуждений

21.11.2019

10 методов проведения мозговых штурмов и обсуждений

Цели упражнения

  • Сделать обсуждение и мозговой штурм максимально продуктивными.


Мозговой штурм или brainstorm – идеальный способ для оперативного поиска решения какой-либо задачи или проблемы. Если вам предстоит стимулировать активность команды таким способом, то рассмотрите эти 10 методов. Они помогут сделать ваше обсуждение и штурм максимально продуктивными.

  1. Общая дискуссия. Подразумевает совместное обсуждение вопроса всеми участниками. Плюс этого метода – экономия времени. Минус – всегда найдутся те, кто будет вести дискуссию более активно, и те, кто будет просто молча наблюдать за ходом беседы. Чтобы «растормошить» пассивных участников обсуждения, понадобятся другие методы.
  2. Малые группы. Группа делится на малые группы, внутри которых участники обсуждают тему или вопрос, затем все группы обмениваются своими выводами и начинают общее обсуждение темы. Такой подход помогает «разговорить молчунов» и понять их позицию. Важный момент – правильное формирование малых групп. Во-первых, разбить группу на части можно по определенному признаку или просто рассчитав участников на «первый – второй». Во-вторых, тренер должен следить за ходом дискуссии в малых группах, разжигать ее при угасании. В-третьих, работа групп должна быть ограничена во времени. Необходимо предоставлять первое слово тем подгруппам, которым не хватило времени на обсуждение. Так можно избежать ситуации, когда одни выступают, а другие игнорируют их, увлеченные подготовкой своего выступления.
  3. Мозговой штурм. Классический инструмент, который хорошо подходит для групп до 25 человек, примерно однородных по составу участников. Проходит мозговой штурм так: тренер задает вопрос или озвучивает проблему, затем каждый участник по очереди выдвигает свои идеи, которые тренер тут же фиксирует на доске. Важное правило – атмосфера в группе должна быть легкой и спокойной, максимально доброжелательной. Запрещены ограничения и критика в адрес говорящего, а все замечания участники могут высказать после генерации идей.
  4. Аукцион идей. Группа делится на отдельные команды, и каждая составляет свой список идей по решению какого-либо вопроса или проблемы. Далее каждая группа называет по одной своей идее, которые не должны повторяться. Выигрывает самая изобретательная команда, которая назовет последнюю оригинальную идею.
  5. Мастерская. Письменный мозговой штурм в активном, динамичном ритме проходит так: каждый участник получает лист А4 формата, на котором пишет короткие и емкие тезисы-ответы на поставленный вопрос. Объем каждого тезиса в идеале должен занимать 5-6 слов. Затем все листы вывешиваются для всеобщего ознакомления. Далее идет обсуждение идей, авторы комментируют свои записи, и схожие идеи помещаются рядом. Если число участников превышает 30 человек, целесообразно разделить их на подгруппы, от имени которых и будут подготовлены листы с идеями.
  6. Мягкое голосование. Когда участники тренинга в процессе мозгового штурма генерируют более 15 ситуаций и есть необходимость быстро выбрать 2-3 идеи или ситуации, применяется техника «Мягкое голосование». Каждому участнику можно выбрать только 5 идей (то есть 1/3 от всех идей, которые были озвучены в процессе мозгового штурма) и проголосовать за них. Чаще всего используются специальные стикеры для голосования (участники подходят к флипчарту, где написаны идеи, и клеят стикеры к тем ситуациям, которые им понравились). Тренер озвучивает идеи, за которые проголосовало большинство, затем выбирает лидирующую и вторую по числу набранных голосов. Далее начинается работа группы именно с этими ситуациями.
  7. Светофор. Чтобы быстро разделить вопросы на самые актуальные и второстепенные, можно раздать участникам по три карточки (зеленая, желтая, красная). Абсолютное согласие участника соответствует зеленой карточке, нейтральность – желтой, категорическое несогласие – красной. С помощью этой техники упрощается механизм ведения споров и принятия решений по многочисленным вопросам в группах от 50 человек.
  8. Письменный мозговой штурм. Оптимален, когда требуется обеспечить анонимность автора идеи. Участники получают листы А4 и в течение короткого отрезка времени излагают все свои идеи на нем. Затем они сдают свои работы тренеру и отправляются на перерыв. Тренер структурирует идеи и объединяет в один документ, который потом выносит на обсуждение.
  9. Балинтовские группы. В этой технике обсуждение строится поэтапно. Сначала осуществляется описание ситуации и выявляется суть проблемы. Затем автор ситуации детально описывает все: от событий, ролей, действий до результатов и целей. Он также рассказывает группе, ответ на какой вопрос он хотел бы получить в результате работы.
    Далее группа подробно расспрашивает автора, уточняет неясные моменты. После этого каждый участник предлагает свой вариант развития событий и решения вопроса. Автор разбираемой ситуации не комментирует поступающие варианты. Только по завершении этапа ему дается право прокомментировать идеи, которые он получил в итоге штурма.
    Данная техника оптимальна для неоднородных групп с выраженной иерархией, для решения сложных проблем, где требуется экспертный уровень оценки, для разработки сложных идей.
  10. «6-3-5». Техника предполагает продуцирование 6 участниками 5 идей в каждые 3 минуты. В этой формуле участники, время и идеи могут меняться местами, их число может сокращаться или увеличиваться, если нужно. Участники делятся на группы по 6 человек. Каждая группа получает лист бумаги с вопросом, на который за три минуты нужно написать пять идей. Затем время истекает, лист бумаги передается по кругу другой группе. Так участники дополняют имеющиеся идеи, генерируют новые, развивают чужие мысли. Сложность метода заключается в неструктурированности и большом числе повторов. Плюс этой методики – в возможности быстро мобилизовать и вовлечь участников в процесс рождения идей. Если возникла пауза, ничего страшного. Надо призвать участников хорошо подумать и взглянуть на вопрос с другой точки зрения. Прекратить штурм можно тогда, когда в течение 2 минут не поступает ни одной новой идеи.

Источник

  • Дмитрий Григорьев. Бизнес-тренинг. Как это делается. Полное руководство для тренеров.
Оцените материал:
Нет голосов

Похожие упражнения

Собеседование

Собеседование Цели упражнения:
– Отточить навыки самопрезентации, умение убеждать собеседника.
– Научиться выявлять скрытые мотивы в поведении собеседника.

Первый признак лжи в поведении и словах – нервозность собеседника. Если человек слишком эмоционален, суетлив, сыпет ненужными подробностями и аргументами, то, вероятно, ему есть, что скрывать.

Тест «Ведущая репрезентативная система»

Тест «Ведущая репрезентативная система» Репрезентативная система – предпочитаемый способ обработки информации. Репрезентативная система дает ответ на вопрос, как вы думаете. В этом тесте рассматриваются четыре варианта подобных систем: визуальная система – «вижу»...

Фаст-фуд «Цветущая елка»

Фаст-фуд «Цветущая елка» Универсальные качества сотрудников, работающих с клиентами – открытость, доброжелательность, готовность помочь. Идеальный сотрудник быстро и уверенно сориентирует клиента в перечне услуг или товаров компании, но для этого он...

Кейсы на взаимодействие с клиентами

Кейсы на взаимодействие с клиентами Цель упражнения:
На разных примерах и ситуациях «проиграть» наиболее популярные моменты взаимодействия персонала и клиентов.


Назад в раздел

Подпишитесь на рассылку

и получайте новые упражнения каждую неделю!