Подбор параметров
Тема
жанр
сложность
Количество участников
Продолжительность
icebreaker small talk «аквариум» благодарность веревочный курс видение будущего видеотренинг вопросы делегирование закрытые вопросы игры-катастрофы извинения интервью искажение информации командная работа коммуникативные тренинги коммуникация с сотрудниками комплименты конфликты кооперация в команде лесной курс Майерс-Бриггс маленький разговор менеджер по персоналу метапрограммы мозговой штурм навыки коммуникации невербалика недирективная беседа нематериальная мотивация неуверенное и агрессивное поведение обратная связь обслуживание клиентов обучение новичков осознание отказ отказы клиенту оценочная беседа пазлы переговоры планирование подвижные игры подчиненные прием на работу принятие решений приоритеты в работе проактивность просьбы психологическое тестирование работа с возражениями клиентов разогрев реактивность репрезентативная система референция рисование роли в команде руководитель самопрезентация свойство-выгода скрытые мотивы собеседование совещание стили управления стиль переговоров стиль управления стратегии в конфликте страхи техники презентации тип руководителя типы личности тренинг на природе тренировка навыков убеждение и аргументация уверенное поведение увольнение умение договариваться упражнения на доверие упражнения с веревкой установление контакта фразы-присоединения функциональные обязанности цель юмор

Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта: тест

11.12.2019

Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта: тест

Цели упражнения

  • Помочь участникам тренинга узнать больше об эмоциональном интеллекте.
  • Научиться достигать цели с помощью регулирования своих желаний и потребностей.

Краткая теория

Эмоциональный интеллект – способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя внутренние состояния (желания, потребности); связано с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций.

МЭИ – Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта. Автор – Манойлова Марина Алексеевна, канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института.

Инструкция участникам

Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично вам, по следующей шкале: 5 – всегда; 4 – чаще всего; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – никогда.
  1. Я четко осознаю свои чувства и эмоции.
  2. В моих публичных выступления отсутствуют эмоции.
  3. Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели.
  4. В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства.
  5. Я внимательно выслушиваю партнеров по общению.
  6. Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу.
  7. Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей.
  8. Я предпочитаю контролировать людей.
  9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу.
  10. Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам.
  11. Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен.
  12. При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор.
  13. Я сосредоточен на чувствах других.
  14. Разногласия, я стараюсь, устранять сразу, как их обнаружил.
  15. Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом их не контролирую.
  16. Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности.
  17. Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку.
  18. В общении с коллегами я могу думать о чем-то своем.
  19. Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства.
  20. Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние.
  21. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами.
  22. Я не обращаю внимание на психологические состояния коллег при достижении общих целей.
  23. Я помогаю другим лучше понять себя.
  24. В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах.
  25. Я легко выражаю симпатию к другому человеку.
  26. Близкие люди одергивают меня: расслабься.
  27. Я свободно выражаю свои чувства.
  28. Я ощущаю неуверенность в общении с людьми.
  29. Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах.
  30. Мне безразличны чувства других возникающие в ходе совместной работы.
  31. Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше.
  32. Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека.
  33. Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений.
  34. Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку.
  35. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими.
  36. Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует.
  37. Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту.
  38. Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек.
  39. Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку.
  40. Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.

Ключ

Шкалы / Вопросы Всегда Чаще всего Иногда Редко Никогда
1. «Прямые»
1, 9, 17, 25, 33
5 4 3 2 1
«Обратные»
2, 10, 18, 26, 34
5 4 3 2 1
11. «Прямые»
3, 11, 19, 27, 35
5 4 3 2 1
«Обратные»
4, 12, 20, 28, 36
5 4 3 2 1
111. «Прямые»
5, 13, 21 29, 37
5 4 3 2 1
«Обратные»
6, 14, 22, 30, 38
5 4 3 2 1
1У. «Прямые»
7, 15, 23 31, 39
5 4 3 2 1
«Обратные»
8, 16, 24, 32, 40
5 4 3 2 1

Обработка результатов

В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А – сумма баллов по «прямым» вопросам, В – по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам.

Интегральные индексы
  1. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам.
  2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам.
  3. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника.
Диапазон баллов по каждой шкале: min – -20 баллов, max – +20 баллов.

Интерпретация шкал опросника МЭИ

Интегральный показатель

Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.


Внутриличностный аспект
Шкала 1.Осознание своих чувств и эмоций
Высокие показатели:

Развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.

Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка психолого – педагогических знаний, осознание своих способностей, высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию и как выглядите в глазах окружающих. Развитая рефлексия – процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души.

Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.

Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.

Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.

Низкие показатели:

Низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.

Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствии склонности к самонаблюдению. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.


Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями
Высокие показатели:

Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.

Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя.

Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению.

Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.

Низкие показатели:

Низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.

Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.


Межличностный аспект
Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей
Высокие показатели:

Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.

У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.

Сопереживание – уподобление эмоциональному состоянию партнерам по общению и взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим.

Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.

Благодаря способности к прогнозированию Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию.

Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.

Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.


Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей
Высокие показатели:

Высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.

Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого.

У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность присущая Вам характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.

Вы способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению.

Автор

  • Манойлова Марина Алексеевна, канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института. Материал сайта «Академия живого бизнеса».
Оцените материал:
Нет голосов

Похожие упражнения

Лучшие упражнения и кейсы на тему продаж

Лучшие упражнения и кейсы на тему продаж Мы подготовили для вас подборку лучших материалов на тему продаж. Просто читайте краткое описание, ищите упражнение по ссылке и используйте в своей работе!

Ежедневник

Ежедневник Маленький разговор – это непринужденная приятная беседа c клиентом на нейтральные темы (хобби, интересные события, забавные истории и т.п.). Он помогает установить контакт, расположить клиента к себе, создать непринужденную, дружескую атмосферу.

Тест на проактивность «Человек, который может»

Тест на проактивность «Человек, который может» Цель упражнения:
– Иметь материал для обсуждения темы «проактивность – реактивность».

Проактивный человек – это тот, кто действует в соответствии со своими глубинными целями и принципами, опирается при принятии решений на себя, а не на кого-то другого, объясняет свои результаты своими действиями, а не условиями и обстоятельствами.

Как организовать обсуждение в группе? 7 способов

Как организовать обсуждение в группе? 7 способов Планируете разыграть кейс и после – организовать его обсуждение участниками? Возьмите на вооружение эти 7 способов, каждый из которых может стать самостоятельным упражнением тренинга. Для этого вам нужно всего лишь задать проблемный вопрос, огласить участникам правила обсуждения и наблюдать за результатом.


Назад в раздел

Подпишитесь на рассылку

и получайте новые упражнения каждую неделю!