Подбор параметров
Тема
жанр
сложность
Количество участников
Продолжительность
Коммуникации

Катастрофа на воздушном шаре

13.06.2018

Катастрофа на воздушном шаре

Цели упражнения

  • Осознание участниками неконструктивности спора в любой сфере (с клиентом, с коллегами, руководителем и др.).
  • Обсуждение конструктивных моделей поведения в острых ситуациях, ситуациях несогласия, конфликтных ситуациях и др.

Краткая теория

Правила ведения дискуссии:
  • Соблюдайте очередность, не перебивайте говорящего.
  • Воздержитесь от критики.
  • Контролируйте эмоции, не переходите на личности.
  • Четко аргументируйте свои утверждения.
  • Сохраняйте доброжелательную, открытую атмосферу в группе.
  • Фиксируйте каждый момент, по которому удалось договориться.

Инструкция участникам

Тренер выдает каждому участнику тренинга индивидуальную карточку и просит всех до его специального сигнала не смотреть на нее. На карточке перечислен ряд предметов:

    Я Группа
1 Компас    
2 Фляга со спиртом (5 л)    
3 Плащ-палатка (1 шт.)    
4 Упаковка шоколада    
5 Боеприпасы    
6 Собака    
7 Рюкзак с сухим пайком (1 шт.)    
8 Аптечка    
9 Зеркало    
10 Прибор ночного видения    
11 Оружие    
12 Вода (10 л.)    
13 Библия    
14 Рыболовная снасть    
15 Сундук с вещами из дома    
16 Коробка сигарет    

Далее тренер дает вводную инструкцию: «Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Шар получил повреждение и стал падать. Впереди вы видите необитаемый остров. Вам надо долететь до него и выжить. Неизвестно, придет ли когда-нибудь помощь и сколько вам придется прожить на этом острове. Единственный способ – выбрасывать из воздушного шара вещи, чтобы долететь. Вы не можете знать, сколько вам придется выбросить, чтобы долететь, возможно, все, возможно, будет достаточно 2-3 вещей. Сейчас вы перевернете свои карточки и увидите то, что взяла ваша команда с собой. Ваша задача – отметить в этом списке очередность вещей, как вы их будете выбрасывать (1 – то, что вы выбросите первым, 2 – вторым и т.д.).

Тренер определяет время для индивидуальной работы (5-10 минут обычно хватает для любой группы). В случае если участники тренинга начинают переговариваться друг с другом, тренер пресекает переговоры и запрещает обсуждать список вещей. Тренер контролирует, что все участники заполнили свои индивидуальные списки, просит участников дождаться остальных, если кто-то задерживается, и запрещает переговариваться друг с другом.

Когда все участники проделали индивидуальную работу, тренер объявляет начало групповой дискуссии: «А сейчас вам надо будет договориться между собой, в каком порядке вы будете выбрасывать вещи. Ведь вы же все летите на одном шаре, и ваша задача долететь и выжить. После того, как вы будете готовы, вы должны будете объявить мне порядок, в котором вы будете выбрасывать вещи».

Тренер хранит полное молчание во время групповой дискуссии и не вмешивается в нее. Во время групповой дискуссии тренер фиксирует все свои наблюдения за участниками, записывает их фразы, фиксирует ход дискуссии, чтобы иметь материал для дальнейшего анализа.

После того, как группа договорилась о порядке очередности, тренер выслушивает и фиксирует этот порядок. Затем тренер организует обсуждение этой игры и подводит группу к намеченным выводам и целям, ради которых она проводилась.

Необходимые материалы

  • Бланк с перечнем предметов.
  • Видеокамера.

Вопросы для обсуждения

  • Что помешало вам договориться быстрее?
  • У кого были стратегии поведения, отличающиеся от общего мнения?
  • О каких вещах спор был особенно острым?

Комментарии

  • Во время этой игры участники остро спорят друг с другом и говорят различные смешные/нелепые/обидные фразы (типа «Тебя тоже выкинем», «Собаку Тузиком звали» и др.), поэтому тренеру рекомендуется записывать подобные фразы. Очень часто прочтение этих фраз после окончания дискуссии «заставляет» участников глубже обсуждать процесс.
  • В отличие от других игр-катастроф здесь нет правильных или неправильных ответов, участники не могут оценить «правильность» принятых ими решений. Суть этой игры в анализе группового обсуждения.
  • Можно записать игру на видео и посмотреть совместно с участниками, давая комментарии по поводу поведения отдельных участников или всей команды в целом. Это рекомендация приемлема в том случае, если вы используете это упражнение не просто для демонстрации каких-то мыслей (например, о неконструктивности спора), а для глубокого анализа, например, во время тренингов по конфликтологии, переговорам и др.
  • Если вы проводите корпоративный тренинг и в вашей группе присутствуют участники, которые в реальной жизни являются друг для друга руководителями и подчиненными, то эта игра может пройти не так интересно и ярко, как в однородной группе. Чаще всего в ситуации проведения корпоративного тренинга руководители во время этой игры начинают играть ведущую роль, все остальные им подчиняются, и игра проходит без спора, и в результате участники не проживают игру и не понимают, зачем она проводилась. В такой ситуации перед проведением этой игры вы можете попросить руководителей «не рулить» процессом, а дать возможность другим самостоятельно принять решение.
  • Можно разрешить участникам оставить на воздушном шаре только две вещи, и задача дискуссии тогда трансформируется в «договориться о двух вещах, которые остаются на воздушном шаре».
Оцените материал:
Голосов 2, рейтинг 3.44

Похожие упражнения

Признание заслуг

Признание заслуг Признание заслуг – одна из базовых потребностей человека. Она находится на 4 месте в пирамиде потребностей Маслоу и уступает лишь сну, пище, отдыху, безопасности и любви. 
Признание заслуг существует столько же, сколько существует человечество. Все формы мотивации (как материальные, так и нематериальные) основаны на...

Улучшение работы команды

Улучшение работы команды Цели упражнения:
– Изучить, как соблюдение признаков команды или пренебрежение ими влияет на эффективность рабочих групп.
– Понаблюдать за образом действий и работой рабочих групп на основании признаков команды и сформулировать соответствующие предложения по их улучшению.

Зеркало

Зеркало Отработка навыков невербального общения. Умение распознать в собеседнике уверенную, неуверенную и агрессивную манеры поведения. По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, только с помощью жестов, позы и мимики уверенного, неуверенного или агрессивного человека.

Косметическая компания

Косметическая компания Цели упражнения: 
Потренировать навыки планирования продаж, маркетинга и мерчандайзинга.


Назад в раздел

Подпишитесь на рассылку

и получайте новые упражнения каждую неделю!