Подбор параметров
Тема
жанр
сложность
Количество участников
Продолжительность
Командообразование

Тест «Ваши роли в команде» (Белбин)

26.06.2019

Тест «Ваши роли в команде» (Белбин)

Цели упражнения

  • Выявить характерные для участника роли в команде.
  • Проработать плюсы и минусы каждой ролевой модели.

Краткая теория

Типы ролей в команде по Белбину:

Исполнитель (И)
Это член команды, выражающий ее сущность, потому что цели исполнителя идентичны целям команды. Часто исполнитель является именно тем руководителем, выполняющим задания, которые другие не всегда хотят выполнять. Исполнитель систематически составляет планы и эффективно претворяет их в производство. Стиль исполнителя в команде – организация работ. Он может иметь недостаток гибкости и не любит непроверенные идеи.

Председатель (или координатор) (П)
Этот тип руководителя организует работу команды и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Председатель имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и использует максимально потенциал каждого члена команды. Председатель может не обладать блестящим интеллектом, но он хорошо руководит людьми. Главная личная черта характера председателя – это сильное доминирование и преданность групповым целям. Председатель является спокойным, несуетливым, самодисциплинированным, поощряющим и поддерживающим типом руководителя команды. Стиль руководства командой председателя – принимать вносимые вклады в деятельность команды и оценивать их в соответствии с целями команды.

Формирователь (Ф)
Это другой, более умело управляющий, честолюбивый, предпринимательский тип руководителя команды. Он формирует усилия команды через установление целей и приоритетов. Формирователь присоединяется к точке зрения, что победителей не судят. Стиль руководства формирователя – оспаривать, мотивировать, достигать. Он склонен к провокациям, раздражению и нетерпению.

Мыслитель (генератор идей) (М)
Это интровертный (сосредоточенный на своем внутреннем мире), умный, склонный к нововведениям член команды. Мыслитель представляет новые идеи, пытается их развивать, разрабатывает стратегию. Он интересуется, в основном, более широкими вопросами, которые могут дать результат, при недостаточном внимании к деталям. Стиль мыслителя – привносить инновационные идеи в работу команды и ее цели. Он склонен «витать в облаках» и игнорировать детали или протокол.

Разведчик (исследователь ресурсов) (Р)
Это экстравертивный (ориентированный на внешний мир), собирающий ресурсы тип генератора идей. Разведчик исследует и докладывает об идеях, ресурсах и новых усовершенствованиях, которые имеются вне команды. Он естествен в общественных отношениях и создает полезные внешние контакты для команды. Он обычно знает, как примирить интересы людей с общественными интересами. Разведчик обычно знает, кто может помочь решить проблемы. Стиль исследователя ресурсов – создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды. Разведчики могут терять интерес, стоит только пройти первоначальному увлечению.

Оценщик (О)
Оценщик объективен при анализе проблем и оценке идей. Редко охваченный энтузиазмом, он защищает команду от принятия импульсивных, отчаянных решений. Стиль построения команды оценщика – объективно анализировать и оценивать идеи и решения команды. Им может не хватать вдохновения или способности мотивировать других.

Коллективист (К)
Коллективист играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль. Этот чрезвычайно популярный тип нередок среди менеджеров. Коллективист благоприятно действует на дух команды, улучшает межличностное общение, сводит к минимуму конфликты в команде. Стиль работы коллективиста – поддерживать отношения внутри команды. Он может быть нерешителен в момент кризиса.

Доводчик (завершающий работу) (Д)
Доводчик продвигается вперед и настаивает на существующем плане, проекте или предложении, когда возбуждение и энтузиазм других членов команды исчерпаны. Доводчик хорошо планирует, выполняет и доводит до конца задачи команды. Он раздражается, если работа команды отстает от графика, и теряет удовлетворение от работы, когда работа не завершена. Стиль работы доводчика – настаивать ради продвижения вперед, выдерживать сроки.

Инструкция участникам

Участники должны искренне ответить на вопросы в тесте и расшифровать свои результаты с помощью ключа.

Необходимые материалы

  • Бланк тестов (индивидуально для каждого).

Вопросы для обсуждения

  • Соответствует ли ваша роль по результатам теста фактической роли в группе?
  • Чувствуете ли вы, что могли бы быть более эффективны в другой роли?

Комментарии

  • Исследования Белбина выявили факт, что «звездная» (успешная) команда не должна состоять сплошь из звезд, но она должна бытьсбалансированной — иметь в своем составе людей, играющих определенные роли.
  • Для того, чтобы добиться успеха в работе команды, необходимо подбирать людей, обладающих такими качествами, чтобы были задействованы все роли. Когда в организации будет полностью налажена ролевая структура, тогда работа коллектива будет эффективной, а бизнес пойдет в гору.
  • Важно еще до начала выполнения теста обратить вниманиеучастников на то, чтоесли они не захотят раскрывать свои результаты, то им будет обеспечено сохранение всей информации в тайне.

Тест «Ваши роли в команде»

  1. Какой вклад я вношу в работу группы:
    a) Я думаю, что я способен быстро замечать новые возможности и извлекать из них выгоды.
    b) Я могу успешно работать с самыми разными людьми.
    c) Генерирование идей является одним из моих природных качеств.
    d) Моим достоинством является умение находить людей, способных принести пользу команде.
    e) Моя способность доводить все до конца во многом обеспечила мою персональную (личную) эффективность.
    f) Я готов перенести временную непопулярность, если вижу, что мои действия принесут в конечном счете полезные результаты.
    g) Я быстро выясняю, что сработает в ситуациях, хорошо мне знакомых.
    h) Личные заблуждения и предубеждения не мешают мне находить и доказывать преимущества альтернативных курсов действий.
  2. Мои недостатки, которые могут проявиться в командной работе, следующие:
    a) Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствует четкая повестка дня и контроль за ее соблюдением.
    b) Я склонен быть слишком великодушным к людям, имеющим правильную точку зрения, но не высказывающим ее открыто.
    c) Я склонен слишком много говорить, когда в группе обсуждаются новые идеи.
    d) Из-за моей осмотрительности я не склонен быстро и с энтузиазмом присоединяться к мнению коллег.
    e) Я иногда выгляжу авторитарным и нетерпимым, когда чувствую необходимость достичь чего-то.
    f) Мне трудно повести людей за собой, поскольку я слишком подвержен влиянию атмосферы, царящей в группе.
    g) Я слишком захвачен идеями, которые мне приходят в голову, и поэтому плохо слежу за тем, что происходит вокруг.
    h) Мои коллеги находят, что я слишком много внимания уделяю деталям и чрезмерно беспокоюсь о том, что дела идут неправильно.
  3. Когда я вовлечен в проект с другими людьми:
    a) У меня есть способность влиять на людей без давления на них.
    b) Моя обычная бдительность предотвращает ошибки и оплошности, возникающие из-за невнимательности.
    c) Я готов оказывать давление, чтобы совещание не превращалось в пустую трату времени и не терялась из виду основная цель обсуждения.
    d) Можно рассчитывать, что я внесу в качестве вклада нечто оригинальное.
    e) Я всегда готов поддержать любое предложение, если оно служит общим интересам.
    f) Я стремлюсь искать самое свежее в новых идеях и усовершенствованиях.
    g) Я надеюсь, что моя способность выносить беспристрастные суждения признается всеми, кто меня знает.
    h) На меня можно положиться в том, чтобы все основные работы были организованы.
  4. Характерный для меня подход к групповой работе состоит в следующем:
    a) Я постоянно стараюсь лучше узнать своих коллег.
    b) Я неохотно возражаю своим коллегам и не люблю сам быть в меньшинстве.
    c) Я обычно нахожу вескую аргументацию против плохих предложений.
    d) Я думаю, что обладаю талантом быстро организовывать исполнение одобренных планов.
    e) Я обладаю способностью избегать очевидных решений и умею находить неожиданные.
    f) Я стремлюсь добиваться совершенства при исполнении любой роли в командной работе.
    g) Я умею устанавливать контакты с внешним окружением команды.
    h) Я способен воспринимать любые мнения, но без колебаний подчиняюсь мнению большинства после принятия решения.
  5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:
    a) Мне доставляет удовольствие анализ ситуации и взвешивание всех альтернатив.
    b) Мне нравится находить практические решения проблем.
    c) Мне нравится сознавать, что я создаю хорошие рабочие взаимоотношения.
    d) Я способен оказывать сильное влияние на принятие решений.
    e) Я получаю возможность встретиться с людьми, способными предложить что-то новое для меня.
    f) Я способен добиться согласия людей на реализацию необходимого курса действий.
    g) Я чувствую себя в своей стихии, когда могу уделить задаче все свое внимание.
    h) Мне нравится находить задачи, требующие напряжения воображения.
  6. Если бы вдруг мне поручили трудную задачу, ограничив время и предоставив в мое распоряжение незнакомых людей:
    a) Я бы почувствовал необходимость сначала в одиночестве обдумать пути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.
    b) Я был бы готов работать с человеком, указавшим наиболее позитивный подход, каковы бы ни были связанные с этим трудности.
    c) Я бы попытался найти способ разбиения задачи на части в соответствии с тем, что лучше всего умеют делать отдельные члены команды.
    d) Присущая мне обязательность помогла бы нам не отстать от графика.
    e) Я надеюсь, мне удалось бы сохранить хладнокровие и способность логически мыслить.
    f) Я бы упорно добивался достижения цели, несмотря ни на какие помехи.
    g) Я бы показал положительный пример, если бы возникли признаки отсутствия прогресса в командной работе.
    h) Я бы организовал дискуссию, чтобы стимулировать выдвижение новых идей и придать начальный импульс командной работе.
  7. Мои недостатки, проявляемые в командной работе, следующие:
    a) Я склонен проявлять нетерпимость по отношению к людям, мешающим, по моему мнению, прогрессу в действиях группы.
    b) Окружающие иногда критикуют меня за чрезмерный рационализм и неспособность к интуитивным решениям.
    c) Мое стремление обеспечить условия, чтобы работы выполнялись правильно, может приводить к снижению темпов работы.
    d) Я слишком быстро утрачиваю энтузиазм и стараюсь почерпнуть его у наиболее активных членов группы.
    e) Я тяжел на подъем, если не имею ясных целей.
    f) Мне иногда бывает очень трудно разобраться во встретившихся мне сложностях.
    g) Я стесняюсь обратиться за помощью к другим, когда не могу что-либо сделать сам.
    h) Я испытываю затруднения при обосновании своей точки зрения, когда сталкиваюсь с серьезными возражениями.

Подсчет результатов теста «Ваши роли в команде»

Раздел И П Ф М Р О К Д
1 g d f c a h b e
2 a b e g c d f h
3 h a c d f g e b
4 d h b e g c a f
5 b f d h e a c g
6 f c g a h e b d
7 e g a f d b h c
Итого                

Оцените материал:
Голосов 2, рейтинг 3.44

Похожие упражнения

Деревня Дэду

Деревня Дэду Цели упражнения:
– Добиться осознания участниками «различий» в команде.
– Обсудить конструктивные модели поведения в различных группах.

Тренер делит группу на примерно одинаковые части. Участники будут работать в разных командах – одна будет работать в качестве жителей деревни, а другая – добровольцев. Те, кто будет жителями деревни, остаются в комнате, в которой...

Работа с возражениями клиента

Работа с возражениями клиента Цели упражнения:
– Отточить навыки работы с возражениями клиента.

Краткая теория

Возражения клиента – это аргументы, которые он приводит, отказываясь от покупки. «Это слишком дорого», «Кажется, мне это не подходит», «Давайте попозже это обсудим» и т.д.

Катастрофа на воздушном шаре

Катастрофа на воздушном шаре Цели упражнения:
– Осознание участниками неконструктивности спора в любой сфере (с клиентом, с коллегами, руководителем и др.).
– Обсуждение конструктивных моделей поведения в острых ситуациях, ситуациях несогласия, конфликтных ситуациях и др.

Тренер выдает каждому участнику тренинга индивидуальную карточку и просит всех до его специального сигнала не смотреть на нее. На карточке перечислен ряд предметов...

Катастрофа на Луне

Катастрофа на Луне Цели упражнения:
– Исследование и корректировка процесса принятия решения.
– Обучение эффективному поведению в групповом обсуждении.

Пролетая над поверхностью Луны, ваш космический челнок потерпел крушение. Все члены группы живы и здоровы. Скафандры исправны...


Назад в раздел

Подпишитесь на рассылку

и получайте новые упражнения каждую неделю!